25 февраля 2005
10:29На заседании областного Правительства 25 февраля рассмотрен и одобрен проект Постановления «Об утверждении «Концепции социально-экономического развития северных районов Нижегородской области до 2015 года»
Концепция социально-экономического развития северных районов области разработана в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.07.04г. «О разработке проекта концепции (программы) социально-экономического развития северных районов Нижегородской области».
На заседании Правительства Концепцию представил исполняющий обязанности министра экономики и развития предпринимательства Николай Петровский. В своем выступлении Николай Петровский отметил, что план развития северных районов области направлена на решение проблем и задач по развитию реального сектора экономики, предпринимательства при сохранении природно-географического ландшафта, экологии, а также обеспеченности жителей гарантированным объемом качественных услуг социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры для повышения уровня и качества жизни населения.
Проблемы социально-экономического развития северных районов области, по оценке разработчиков Концепции, с одной стороны, достаточно типичны для всех районов, но вместе с тем, имеют свои особенности по причине отдаленности от областного центра, особых природно-климатических условий, сложной демографической ситуации и наличия малонаселенных пунктов. Низкая инвестиционная привлекательность северных районов обусловлена географическим положением и отсутствием собственных инвестиций для развития производственной базы.
В общем объеме производства товаров и услуг северных районов области за 2003 год основная доля приходится на промышленность – 48%, сельское хозяйство – 22%, торговлю – 11%, на лесное хозяйство приходится всего 3%.
В отраслях промышленности большую часть составляет пищевая – 37%, лесная и деревообрабатывающая – 27%, машиностроение и металлообработка – 17%, промышленность строительных материалов составляет 5%. Наибольший объем выпуска продукции по предприятиям лесной и деревообрабатывающей промышленности (по крупным и средним предприятиям) приходится на Шахунский (56%), Краснобаковский (16%), Тоншаевский (8,?%), Уренский (7,4%) районы, доля остальных районов незначительна.
Несмотря на большие потенциальные возможности по использованию природных ресурсов, вклад северных территорий в экономику области является незначительным. Так, по итогам 2003 года в общем объеме выпуска промышленной продукции крупными и средними предприятиями области на долю северных районов приходится около 1,0% ( за 1991 год – 2,7%), в объеме сельскохозяйственного производства области их общий удельный вес составил 8,9%, в объеме розничной торговли и общественного питания-3,8%. Дотационность бюджетов в северных районах области составляет от 57% в Шахунском до 84% в Тонкинском районах.
Проблемы северных районов могут быть решены только совместными усилиями органов власти федерального и областного уровней, а также органов местного самоуправления.
Структура проекта Концепции сформирована по трем основным блокам:
1.Анализ социально-экономического состояния северных территорий области.
2. Проблемы данных территорий и пути их решения.
3. Основные направления развития до 2015 года.
В проекте концепции проведен анализ внутренней среды северных районов области (методом SWOT – анализа), определены сильные и слабые стороны и сопоставлены с возможностями и угрозами.
«Кроме того, - отметил Николай Петровский,- в Концепции определены основные «точки роста» в развитии реального сектора экономики и повышения налогооблагаемой базы северных районов с целью использования местного сырья. В частности, планируется освоение Белбажского месторождения каменной соли, строительство предприятий по переработке низкосортной лиственной древесины, завода по производству кирпича, организация торфопредприятий, выращивание и переработка льна и др.».
Одновременно в ходе разработки концепции министерством экономики подготовлен целый ряд документов для использования в ходе реализации ее основных направлений: представлен перечень инвестиционных проектов в лесном комплексе, свободных производственных и «зеленых» площадок, объектов капитального строительства (в т.ч. незавершенного) в отраслях социальной сферы и инженерной инфраструктуры и т.д.
Механизм реализации Концепции основывается на следующих принципах:
1. Соответствие целям и задачам Концепции.
2. Прозрачность и гласность механизма привлечения денежных средств.
3. Базовый принцип построения механизма реализации - принцип «баланса интересов».
4. Софинансирование мероприятий из бюджетов различных уровней и иных источников финансирования.
5. Реалистичность (нацеленность на имеющиеся ресурсы и потребности).
Для реализации концепции предполагается подготовка законодательных инициатив в Законодательное Собрание Нижегородской области и на федеральный уровень, разработка и реализация (или участие в действующих) федеральных и областных целевых программ, стратегий и среднесрочных программ социально-экономического развития северных территорий области, пилотных проектов.
Одним из основных инструментов реализации концепции предусмотрена разработка и реализация плана первоочередных мероприятий на 2 года.
Источником финансирования мероприятий Концепции должны стать средства предприятий и организаций, частных инвесторов, средства областного бюджета (в том числе Территориального дорожного фонда, Областного экологического фонда), средства местных бюджетов, средства, направляемые на реализацию Программы газификации Нижегородской области и иные источники финансирования.
Учет возможных источников финансирования всех уровней по реализации положений Концепции будет осуществляться в ходе ее выполнения.
Ожидаемыми результатами от реализации концепции, должны стать: улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций в северные районы области, увеличение налогооблагаемой базы и наполняемости местных бюджетов, развитие социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, улучшение демографической обстановки и закрепление кадров, и, как результат, повышение уровня и качества жизни населения северных районов Нижегородской области.
Министерствам и иным органам исполнительной власти области рекомендовано включать в приоритетном порядке мероприятия по реализации концепции в областные и федеральные целевые программы.
В разработке проекта концепции принимали участие все уровни исполнительной власти Нижегородской области: от органов местного самоуправления северных районов области до министерств и иных органов исполнительной власти области. Проект концепции прошел экспертизу в Высшей школе экономики.